Роль органов власти в преодолении кадрового кризиса системы ЖКХ в Российской Федерации

11 августа 2017

Автор: Баширова О.Г.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) представляет собой социально-экономическую систему, обеспечивающую население всеми необходимыми для жизни условиями. Это сфера ответственности органов власти всех уровней.

Экономику городского хозяйства очень часто отождествляют с ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для органов муниципальной власти задач обеспечения населения водой, электричеством, теплом перед другими хозяйствующими вопросами. Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны, которое невозможно без наличия квалифицированных кадров в отрасли.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство испытывает кадровый голод в остром его проявлении. «Дефицит квалифицированных специалистов ЖКХ в России приближается к 70%» – , сказал Президент РФ В.В.Путин 31 мая 2013 года на заседании Госсовета в Санкт-Петербурге, посвященном проблемам коммунальной сферы.[1] На сегодняшний день ситуация не поменялась. К сожалению, приходится говорить о катастрофическом дефиците кадров. Кадровый голод ощущается как среди рядовых профессий коммунального комплекса, так и среди специалистов и руководителей: специалистов по привлечению инвестиций, планированию, управлению качеством.

Темпы реформирования системы ЖКХ в настоящее время значительно возросли, что требует качественного выполнения работы сотрудниками коммунальной сферы и непосредственно связано с уровнем квалификации и имеющихся у них необходимых знаний. Правильная организация управления персоналом на предприятиях ЖКХ обеспечивает экономическое развитие отрасли. Вместе с тем неподготовленность предприятий и организаций к новым преобразованиям, возросшим требованиям к качеству оказываемых услуг и дефицит квалифицированных специалистов и рабочих кадров серьёзно влияют на качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Сегодня рынок труда не способен удовлетворить потребности ЖКХ, как было сказано ранее, ни в квалифицированных рабочих, ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах.[2,с.5] За последние годы обеспеченность организаций ЖКХ высококвалифицированными кадрами снизилась, возросла доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста, увеличился отток кадров, свыше 10 процентов вакансий остаются незаполненными.

Среди причин дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ и высокой текучести кадров можно выделить следующие:

  • отсутствует система профессиональных учебных заведений для подготовки кадрового состава ЖКХ;
  • отсутствуют федеральные образовательные стандарты, квалификационные характеристики, государственные требования к программам переподготовки и повышения квалификации кадров ЖКХ;
  • устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
  • сложности при трудоустройстве выпускников, не имеющих опыта работы по специальности;
  • отсутствует единое информационное пространство, объединяющее выпускников и работодателей в ЖКХ;
  • низкая эффективность государственной политики в области адресной поддержки молодых специалистов, не развитость системной работы с молодыми кадрами;
  • низкий уровень оплаты труда в отрасли;
  • низкая престижность работы в ЖКХ;
  • отсутствует система государственного заказа на подготовку кадров, и формирование методического материала для обеспечения качества работы;
  • отсутствует система профессиональных стандартов сертификации и аттестации персонала,  нет механизма персонификации ответственности.

Основной и первоопределяющей проблемой отрасли является низкий уровень заработной платы (см.таблицу 1).[3]

 

Таблица 1. Уровень среднемесячной заработной платы в отрасли ЖКХ за 2013-2015 гг в Российской Федерации

Показатель/год

2013

2014

2015
(за январь-июль)

Среднемесячная заработная плата в отрасли ЖКХ, руб./чел. в месяц

19852

21235

23050

Среднемесячная заработная плата в РФ, руб./чел. в месяц [4]

29792

32495

33278

 

Из таблицы видно, что средняя заработная плата работников отрасли ЖКХ существенно отличается  от средней заработной платы по стране. Тяжелый, малоавтоматизированный труд рабочих, нежелание молодежи устраиваться на предприятия ЖКХ способствуют привлечению в отрасль иностранных граждан, в частности труд жителей стран бывшего СССР. Привлечение мигрантов, несомненно, может помочь решить проблему нехватки рабочих кадров, но в тоже время может иметь ряд социальных последствий, в том числе существенный рост преступности и межнациональной напряженности.

Как результат кадрового голода в отрасли - средний возраст работников ЖКХ близок к пятидесяти годам. Можно предположить, что через десять-пятнадцать лет работать в отрасли будет просто некому.

Ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве в последние годы, вызывает особое внимание общественности и государственной власти. Результатом кадровой проблемности ЖКХ стало принятие Министерством регионального развития Российской Федерации Плана мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2011-2016 годы (Приказ № 485 от 07.10.2011 г.). В рамках Плана разработаны ряд мероприятий, за выполнение которых ответственными являются Минобрнауки, Минэкономразвития, Минрегион России, образовательные учреждения и др. Такие пункты плана как «создание системы мониторинга и баз данных для регулирования системы кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса», «разработка системы методического обеспечения подготовки кадров по направлению "Жилищно-коммунальный комплекс" (высшее профессиональное и среднее профессиональное образование), «проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса по заявкам субъектов»[5] не получили реальной востребованности и как следствие сам документ оказался не действенным и не принес существенных изменений в отрасль ЖКХ. 

Власти отдельных регионов страны уделяют особое внимание проблемам нехватки кадров в ЖКХ. Так, например, в декабре 2014 года в Томске прошел молодежный форум «Кадры для ЖКХ», инициированный органами местного самоуправления. В форуме приняли участие студенты и специалисты Томского государственного архитектурно-строительного университета, Томского коммунально-строительного техникума, молодые специалисты управляющих и ресурсоснабжающих организаций, представители органов власти и общественных организаций в сфере ЖКХ. Главными темами для обсуждения стали развитие общественного контроля в сфере ЖКХ, вовлечение молодежи в реформирование отрасли, обучение специальностям ЖКХ, функционирование института общественных жилищных инспекторов в Томске. Открывая форум, вице-губернатор Томской области по строительству и инфраструктуре Игорь Шатурный подчеркнул, что сегодня предприятия жилищно-коммунального комплекса нуждаются в квалифицированных кадрах. Игорь Шатурный также отметил, что развитие общественной активности, формирование класса активных собственников - это реальный способ навести порядок в ЖКХ.[6]

По инициативе заместителя министра ЖКХ Красноярского края в феврале 2015 года состоялось мероприятие «Круглый стол «Кадровая политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Участниками «круглого стола» определено, что активное привлечение в отрасль молодых специалистов и закрепление в ней высококвалифицированных рабочих кадров, совместно с повышением уровня научного потенциала, станут движущей силой для ее кадрового обеспечения и инновационного развития. Всесторонне обсудив широкий круг актуальных проблем по привлечению молодежи в сферу ЖКХ Красноярского края, особенности состояния образовательной системы, развитие и коммерциализации научных достижений, а также сложности трудоустройства, проблемы малого и среднего бизнеса в молодежной среде, участники «круглого стола» констатировали, что для решения кадрового голода в системе ЖКХ необходимо направить усилия на:

  • обеспечение поддержки государственных, региональных и муниципальных структур в вопросах (в том числе финансовых) в области научной и инновационной деятельности в секторе ЖКХ;
  • разработку комплекса предложений по различным формам ресурсной поддержки отраслевых образовательных учреждений со стороны государства и частного бизнеса;
  • стимулирование формирования при образовательных учреждениях организацию предпринимательского инновационного сектора;
  • разработку и внедрение образовательных программ, способствующих подготовке высококвалифицированных управленческих кадров в секторе ЖКХ;
  • реализацию Интернет-проекта по созданию отраслевой кадровой службы для нужд предприятий отрасли;
  • создание программы комплексной ресурсной поддержки молодых специалистов, пришедших работать на предприятия отрасли ЖКХ;
  • разработку долговременной программы привлечения и закрепления в отрасли ЖКХ на долговременной основе молодых рабочих кадров.

Четкие, конкретные, целенаправленные действия органов власти регионального и муниципального уровней безусловно важны в принятии кадровых решений в коммунальной сфере. Но без участия федеральных органов власти развитие отрасли, формирование кадрового потенциала не представляется возможным. Считаю, что отпускной точкой в принятии политических решений в области развития ЖКХ в современной России является Послание Президента В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002г, в котором Президент отметил, что вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений, в том числе в кадровой политике.[7] В последующем в своих Посланиях Федеральному Собранию Президент также не упускал тему ЖКХ. Так, например, в Посланиях от 2007 года и 2014 года взят четкий курс на модернизацию отрасли. И конечно, инновационный подход к развитию системы ЖКХ, не возможен без решения кадровых вопросов на федеральном уровне.

Один из наиболее значимых вопросов для жителей России – потребителей жилищно-коммунальных услуг – это соблюдение лицами, ответственными за управление жилой недвижимостью, законодательно установленных требований. Хорошо это понимают и в органах государственной власти, кроме Жилищного кодекса, требования к таким лицам установлены рядом подзаконных актов:

– Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства от 13.08.2006 г.№ 491);

– Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (Постановление Правительства от 15.05.2013 г. № 416), которые содержат стандарты деятельности по управлению МКД;

– В 2013 году утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере, в частности: профессиональный стандарт специалиста по управлению многоквартирным домом, профессиональный стандарт специалиста по управлению жилищным фондом, профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, ряд других .[8]

Успех развития отрасли ЖКХ во многом зависит от скоординированных и совместных действий органов власти всех уровней, определения зоны ответственности каждого уровня власти за решение кадровых вопросов отрасли. В первую очередь это касается решения проблемы подготовки, обучения, переподготовки кадров, создания специализированных программ в учебных заведениях, обеспечения привлекательности отрасли. Только в этом случае можно говорить о модернизации системы управления ЖКХ, создании конкурентной среды и повышении инвестиционной привлекательности отрасли.

Со стороны органов власти всех уровней ведется работа по преодолению кадрового голода в ЖКХ, но, на мой взгляд, сегодня не достигнуты желаемые результаты. В связи с этим можно дополнительно выделить следующие направления, которым следует придерживаться для стабилизации кадровой ситуации:

  1. Необходимо сформировать образовательные стандарты, условия для конкуренции в образовательной среде.
  2. Подготовить научную базу. В рамках данного предложения возможно создание специального инновационного Научно-образовательного комплекса.  Основополагающим в создании комплекса будет являться создание устойчивой системы кадрового обеспечения предприятий ЖКХ путем использования потенциалов участников ЖКХ (органы власти, поставщики ресурсов, управляющие компании, собственники помещений) в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, преобразования профильного образования в комплексе ЖКХ с учетом требований работодателей, внедрения передовых инновационных технологий, создания системы вза­имодействия сферы жилищно-коммунального хозяйства  и сферы образования, направленной на развитие жилищно-коммунального комплекса.
  3. Использовать некоммерческие партнерства в качестве элемента инноватики системы подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ, а также аттестации персонала и сертификации услуг в сфере ЖКХ. Здесь предполагается, что в круг задач некоммерческого партнерства войдут: организация устойчивого и продуктивного взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, а именно государством (в лице органов власти всех уровней) и собственниками жилья (в лице их объединений); создание системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров для отрасли ЖКХ на всех уровнях образования; формирование цивилизованного и инвестиционно привлекательного рынка в сфере ЖКХ; развитие частно-государственного партнерства в отрасли; формирование и обновление нормативно-правовой базы, определение политики в области подготовки кадров для ЖКХ и др.
  4. Повысить престиж работы в ЖКХ. В данном случае можно внедрить систему формирования кадетских классов кадрового резерва организаций, работающих в коммунальной сфере, где учащиеся могут получить сведения об истории создания и формирования сферы ЖКХ, значимости и взаимодействии предприятий, обеспечивающих функциональную жизнедеятельность населенных пунктов. Учеба в кадетских классах может повлиять на сознательный выбор школьника профессии выпускников школ. Далее спроецировать данную направленность на колледжи и высшие учебные заведения. При этом программы обучения как практических, так и теоретических занятий могут составляться с учетом рекомендаций и пожеланий представителей управляющих компаний, поставщиков ресурсов, органов власти. В результате, после окончания учебного заведения, отрасль ЖКХ получит высококвалифицированного специалиста, сознательно получившего квалификацию и профессию.

Таким образом, можно отметить, что существующая система жилищно-коммунального нуждается в активном совершенствовании и инновационном подходе. От того, насколько будет успешно проходить кадровая модернизация отрасли, зависит повышение  качества предоставляемых коммунальных услуг населению.

Литература

  1. Степура П. ЖКХ в нашей жизни/ Livejournal, 05.06.2013г. [Электронный ресурс] URL: http://pavelstepura.livejournal.com/ (дата обращения 12.09.2015).
  2. Куцака В.В.ЖКХ испытывает кадровый голод/ Краевая отраслевая газета ЖКХ пост. №4. апрель 2015г. С.5-6.
  3. Обзор статистики зарплат в отрасли Жилищное коммунальное хозяйство в России [Электронный ресурс] URL: http://russia.trud.com/salary/692/3561.html (дата обращения 27.09.2015).
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 27.09.2015).
  5. Об утверждении Плана мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2011 - 2016 годы: Приказ Министерства регионального развития РФ от 7 октября 2011 г. N 485, текст приказа официально опубликован не был. Информационно-правовая система «Гарант».
  6. В Томске впервые прошел молодежный форум «Кадры для ЖКХ» [Электронный ресурс] URL: http://zhkh.tomsk.gov.ru/news/ (дата обращения 28.09.2015).
  7. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года [Электронный ресурс] URL: http://2002.kremlin.ru/ (дата обращения 21.09.2015)
  8. Профессиональные стандарты для работников ЖКХ. Разработаны и утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс]URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov . (дата обращения 27.09.2015).

Экономика. Государство. Общество.
Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых © УИУ РАНХиГС, 2010-2014.

Источник: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/03/09/?print

Выбор города

Закрыть
Москва Нижний Новгород Челябинск Красноярск Краснодар Санкт-Петербург Казань Ростов-на-Дону Пермь Тольятти Новосибирск Самара Уфа Воронеж Барнаул Екатеринбург Омск Волгоград Саратов Ульяновск